Коса Светланы Кузнецовой
Вчера российская теннисистка Светлана Кузнецова одержала победу против представительницы Польши Агнешки Радваньской во время матча Итогового турнира Женской теннисной ассоциации (WTA) в Сингапуре. Однако, самым ярким моментом матча стал эпизод по окончании второго сета, когда Кузнецова взяла ножницы и отрезала часть своей косы, впоследствии прокомментировав, что волосы попадали ей в глаза.
Таким образом, «коса Светланы Кузнецовой» может стать мемом – таким же, как «крики Марии Шараповой», которые даже можно установить на телефон в качестве рингтона, или «попа Дженифер Лопес», которая стала именем нарицательным после того как певица застраховала свою пятую точку на 300 млн.долларов.
Создание мемов является одним из мощнейших инструментов коммуникации. Мемом может стать идея, фраза, образ, картинка и т.д. – любой информационный продукт, который передается от пользователя к пользователю и становится хорошо узнаваемым. При помощи мемов создаются личные бренды, ведутся информационные войны, а различные события, люди и бренды входят в историю.
Считается, что невозможно заранее предугадать, что станет мемом, а что – нет. Однако, есть определенные правила, основанные в частности на знании контекстов, фольклоров и потребностей населения, которые помогают в этом нелегком, но эффективном мероприятии.
В политике, которая наиболее плодоносна на создание как символов-образов, так и мемов, к наиболее знаменитым мемам можно отнести «Путин на коне», «платье Моники Левински», «поцелуй Брежнева», «танец Дмитрия Медведва» и другие. Мемами часто становятся в политике и фразы («мочить в сортире», «рынду верните», «дебилы, б….» и т.д.).
В бизнесе мемами иногда становятся слоганы («Не тормози – сникерсни!», «До первой звезды нельзя» и т.д.). Из разряда бизнес-мемов, не являющихся слоганами, вспоминается мем «Свободная касса!». Однако, в бизнесе мемогенерацией часто пренебрегают, что, на мой взгляд, является упущением.