КСО как залог успешного ведения бизнеса
Практика корпоративной социальной ответственности (КСО) с каждым годом становится все более популярна в России. Социальная ответственность бизнеса стала в современном мире правилом хорошего тона и является показателем высокого статуса компании.
Практика корпоративной социальной ответственности (КСО) с каждым годом становится все более популярна в России. Крупные иностранные компании давно поняли важность этой составляющей и оценили ее влияние на бизнес, поэтому максимально быстро и ловко адаптируют свои зарубежные методики под потребности и ценности местной культуры. Отечественные производители медленно, но верно движутся в этом направлении. Преимущественно те, кто планирует выйти на мировой рынок. Оно и понятно – социальная ответственность бизнеса стала в современном мире правилом хорошего тона и является показателем высокого статуса компании.
КСО не является правилом, нормой или обязательным условием. Это добровольный вклад бизнеса в развитие общества. Корпоративная социальная ответственность – это философия развития, и она является частью долгосрочной стратегии компании, поэтому вряд ли может служить достижению краткосрочных целей.
Принято утверждать, что социальная ответственность имеет многоуровневый характер и ее можно условно разделить на 3 уровня:
1.Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплат
2.Второй — обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации сотрудников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Такой тип ответственности был условно назван «корпоративной ответственностью».
3.Третий, высший уровень ответственности, предполагает благотворительную деятельность.
Несмотря на то, что прямое влияние КСО на рост экономической эффективности до сих пор не доказано конкретными цифрами, результат опроса американских компаний выявил следующую закономерность: компании, ориентированные на социально ответственное поведение, как правило, являются лидерами в своей отрасли и добиваются большего успеха чем те, которые ставят перед собой исключительно финансовые цели. Кроме того, наличие социальной ответственности является показателем зрелости организации и её финансовой стабильности.
Ярким примером может стать компания AVON, которая успешно существует на рынке более 120 лет, включена в десятку крупнейших мировых производителей потребительских товаров и входит в список 500 крупнейших компаний мира. В 1992г. компания AVON запустила знаменитую благотворительную программу «Вместе против рака груди», в которой на данный момент участвуют более 50 стран мира. Главным инструментом реализации программы был выбран социальный маркетинг. Всемирный Благотворительный Фонд заботы о женском здоровье AVON израсходовал на благотворительность более 580 млн долларов. Средства были потрачены на приобретение специального медицинского оборудования, которое позволяет на ранних стадиях диагностировать рак.
Стоит отметить, что практика социально ответственного поведения может содействовать расширению известности компании, укреплению имиджа, получению преимуществ в конкурентной борьбе, улучшению взаимоотношений с инвесторами, укреплению отношений с местной и региональной властью, доступу к новым рынкам, более широкому общению с целевой аудиторией, привлечению новых сотрудников и партнеров. Например, компания «ЛУКОЙЛ» объявила о введении международных стандартов экологической сертификации ISO и OHSAS, а вскоре после этого приобрела в США компанию Getty Petrolium с сетью ее заправок. «Вимм Билль Данн» получила международный сертификат соответствия British Retailer Consortium, после чего стала активно продвигать свой бренд за рубежом.
Грамотная организация программ корпоративно-социальной ответственности позволяет также укрепить корпоративный дух компании, уменьшить текучесть кадров, установить новые контакты. Одной из наиболее популярных программ, позволяющих сотрудникам компаний участвовать в благотворительности, является общенациональная благотворительная программа спасения тяжелобольных детей «Линия жизни». На сегодняшний день в России корпоративными партнерами этой программы являются 23 компании, в том числе Альфа-банк, ТНК-BP, СУЭК и др. В настоящее время смело можно говорить о том, что уже обозначилась тенденция, когда компании перестают быть пассивными донорами, отвечающими на запросы общества, но и сами активно предлагают собственные решения различных социальных проблем.