Негативные публикации: реагировать или «само все уляжется»?
Довольно часто звонят знакомые с фразой «В СМИ вышла статья обо мне. Это заказали конкуренты. Что делать? Надо ли как-то реагировать? И как?»
Начинаешь читать статью и понимаешь, что на заказ это не похоже, - уж больно непредвзятая статья, рассматривают ситуацию с разных сторон, и даже в пользу «заказанного» приводятся аргументы. Начинаешь искать другие публикации на тему, но больше ничего не находишь – это еще один сигнал о том, что о заказе речь вряд ли идет. Хотя, конечно же, хорошо бы держать руку на пульсе и мониторить ситуацию.
Как реагировать? В каждом конкретном случае надо смотреть индивидуально, иногда лучше никак не реагировать. Особенно если факты в публикации все корректны и обвинения никакого не содержат.
Бывают, однако, случаи, когда реагировать надо. Многие предпочитают не ворошить тему и отсидеться, чтобы все скорее улеглось и забылось. Может быть, и забудется, но где-то на подкорке все равно останется осадок. И если у вас произошло ЧП на строительной площадке, то реагировать надо. Если обвиняют в некачественном товаре, который может нанести вред жизни или здоровью людей, реагировать тоже надо.
Бизнесмены не любят реагировать. Не только потому, что рассчитывают, что «скоро само все уляжется», а потому что «а вдруг станет еще хуже» или, чаще всего, «почему я должен оправдываться? я ни в чем не виноват». От этого иногда их реакция, если она все-таки следует, очень смахивает на хамство. Вспомнить хотя бы знаменитую реакцию Михаила Леонтьева в ответ на вопросы к Игорю Сечину по поводу мигалки, яхты и т.д. Хотя я не исключаю, что это тоже может быть стратегией – переключить внимание с обсуждения «почему Игорь Сечин пользуется автомобилем с мигалкой» на обсуждение хамства пресс-секретаря «Роснефти».
Бизнесмены не любят реагировать. Именно поэтому столь неожиданным стало видео-обращение Алишера Усманова. Люди любят, когда с ними разговаривают. Они даже многое прощают, если с ними разговаривают, потому что «ну с кем ни бывает». А более того, «если бизнесмен отвечает, то значит он, действительно, не виноват». Именно поэтому это видео-обращение вызвало такую бурную реакцию. Хотя вряд ли эту реакцию можно назвать «не запланированной». Уверена, что каждое слово было продумано, до миллиметра выверено, поэтому текст потом и разошелся на цитаты, пародии и мемы. И чувствуется, как вдохновился Алишер Бурханович, решив дарить айфоны за самые удачные мемы на его видеообращение. Потому что почувствовал поддержку и одобрение. Хотя, на мой взгляд, важно вовремя остановиться, чтобы эта история не превратилась в фарс.