Санкт-Петербург: (812) 337-15-38
Москва: (495) 640-31-56

06.12.2012

Википедия как инструмент чёрного PR

Открытый характер модели редактирования статей Википедии может привести к искажению данных, что, в свою очередь, может негативно отразиться на общественном мнении и репутации объектов статей. Таким образом, Википедия может служить эффективным инструментом чёрного PR.

Википедия - ценный ресурс, который обладает массой интересной, полезной и структурированной информации. Однако открытый характер модели редактирования может привести к искажению данных, что, в свою очередь, может негативно отразиться на общественном мнении и репутации объектов статей. Таким образом, Википедия может служить эффективным инструментом чёрного PR.

Когда люди ищут информацию о предмете, человеке, явлении или месте, в половине случаев они оказываются на страницах известной всем Википедии. Согласно информации вэб-сервиса Alexa Internet, Википедия занимает 6-е место среди самых посещаемых сайтов в мире. Рост популярности Википедии был вызван её доминирующей позицией в результатах поиска Google.

Данный ресурс можно использовать для повышения узнаваемости компании, продукта или персоны. Однако, публикуя подобные сведения нужно быть готовым к тому, что «редакторы» от конкурентов или недоброжелателей могут воспользоваться возможностью внести правки в ваши материалы. 

Модель Википедии позволяет редактировать статьи всем желающим. Создатели ресурса надеются, что благонамеренные редакторы всегда смогут откорректировать записи некомпетентных и сомнительных коллег. Сложно сказать, сколько может пройти времени, прежде чем преднамеренная негативная правка будет замечена и отредактирована.

Проблема чёрного пиара, основанного на инструментах Википедии, сегодня действительна актуальна. Слабый контроль информации в Интернете, как правило, приводит к ложным сведеньям в СМИ и формированию ошибочного общественного мнения. Некоторым СМИ бывает удобно ссылаться на анонимные источники в Интернете, благодаря чему возникают слухи и ложные суждения.

Одним из ярких примеров проявления чёрного PR может служить случай 2005 года, когда в англоязычной Википедии была размещена анонимная биография уважаемого американского журналиста, основателя "Центра Первой поправки" при Вандербильтском университете, Джона Сейгенталера. В статье было сказано, что в период расследования 1963 года Сейгенталер обвинялся в причастности к убийству президента США Джона Кеннеди. Материал провисел на сайте Wikipedia почти четыре месяца. На самом деле Сейгенталер не имел никакого отношения к этому делу, кроме того факта, что одно время работал помощником у Роберта, брата Кеннеди. Пожилой журналист был оскорблён данным фактом и даже предпринял попытки найти анонима, опубликовавшего статью. « В 78-летнем возрасте я уже не думал, что могу быть удивлён или обижен какой-либо информацией обо мне. Я ошибался,» - писал Сейгенталер в американской газете USA Today. 

В качестве ещё одного примера, можно привести случай с актёром Роном Ливингстоном, известного по ролям в сериалах "Секс в большом городе", "Офисное пространство" и "Переговорщики". По словам Ливингстона, с 2009 года в Википедии постоянно появлялись сведения о том, что он состоит в гомосексуальной связи с человеком по имени Ли Деннисон. Актёр подал в суд на Википедию за клевету, вторжение в частную жизнь и использование его имени без разрешения. В ноябре того же года он женился на актрисе Розмари Девитт.

С чёрным PR в Википедии необходимо работать так же регулярно, как и с любым другим видом чёрного пиара. Важно уделять время просмотру статей Википедии, которые могут быть связаны со сферой вашей деятельности, с вашим окружением и продуктом. Бдительность и своевременная реакция всегда служит залогом стабильной репутации и безупречного имиджа.